Почему Семиключье?

«Семь Ключей» или «Семи-ключи», в переводе с мордовско-эрзянского означает «питьевые ключи» («симемс» — пить).

Легенда о семи убитых отшельниках, после смерти которых забили в Семиключье семь родников, появилась уже в ХХ веке. Никакими фактами она не подтверждается.

Семиключье. Общий вид.

1931 год

Дом насельников скита.

1931 год

Как появились святые источники Семиключья?

На Русскую и Мордовскую Норку часто нападали разбойники. Жители просили избавить от них Богородицу. И однажды Она подала им особый знак. Это случилось на девятую пятницу по Пасхе, на рубеже XVIII-XIX веков.

Шли по лесу трое солдат: двое православных и мусульманин. Вдруг они услышали шум воды. Подошли поближе и увидели родники. А на дереве над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Солдаты попытались снять икону с дерева. Но взять ее руки смог только иноверец. Об этом доложили правящему архиерею, и тот сказал, что это – Божье чудо. Солдат-мусульманин после этого приня Православие. А Тихвинскую икону перенесли в ближайший храм – в Русскую Норку.

До сих пор живо в Русской Норке предание о том, что Божья Матерь явилась кому-то из местных жителей и сказала: «Я останусь между Норок». Бытует среди сельчан и еще одно поверье: икону трижды пытались перенести в храм Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье.

7 фактов о Семиключье

  1. Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в начале XIX века учредили Тихвинскую ярмарку. Она проходила с 26 по 28 июня и была самой многолюдной в Петровском уезде.
  1. В Первую Мировую войну, 8 июля 1915 года, верующие пришли на Семь Ключей крестными ходами из 10 окрестных сел и отслужили молебен о даровании победы российскому воинству.
  1. Скит на Ключах зародился примерно в 1910 году. Первым здесь выкопал себе землянку крестьянин Федор Савкин из Мордовской Норки. Через 3 года здесь было уже 3 кельи богомольцев.
  1. В 1926 году на родниках возвели Тихвинскую церковь. Ее освятил последний настоятель Пензенского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Иоанникий. На торжество собралось около 20 тысяч верующих.
  1. Никто из насельников скита священного сана не имел. Литургии по воскресным дням и праздникам совершали священники окрестных сел.
  1. С отшельниками скита поддерживал духовную дружбу святой старец Иоанн Оленевский. Приходившим к нему людям он часто советовал брать для исцеления воду из святого источника Семиключья.
  1. Богомольцы на Семиключье приходили за сотни верст. Женщины из Русской Норки за три версты ползли к источнику на коленях. В день обретения иконы и на Тихвинскую собиралось до 3 тысяч человек.

Часовня на Семиключье

Даты из истории Семиключья

1910 год. Крестьянин Федор Савкин выкопал себе землянку на Семи Ключах.

1920 год. Из монастыря под Киевом на Семь Ключей пришел Илья Массеров. В это же время в скиту поселились Гавриил Сурков из Урлейки, Григорий Пронин и Иосиф Шашин из Русской Норки.

1930 год. Церковь разобрали и перевезли в Узинское лесничество. До 1993 года здание использовали как клуб. Гавриил Сурков, Илья Массеров, Григорий Пронин и Иосиф Шашин были арестованы. Скит прекратил существование на долгих 80 лет.

1991 год. Возобновилась традиция крестных ходов на девятую пятницу от Пасхи из Русской Норки на Семь Ключей.

2000 год. Семиключье признано памятником природы областного значения.

2003 год. Построена купальня и поставлены семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита.

2007 год. За сорок дней построена Тихвинская часовня.

2010 год. Образован Тихвинский скит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря. В Семиключье снова вернулись монахи.

2011 год. Построена церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери и благоверного князя Александра Невского.

(По книге Евгения Белохвостикова «Семь ключей. Святой уголок Пензенской земли».)